Алексей Ким. Преимущества и недостатки размещения магазина в торговом центре

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

По сравнению со стрит-ретейлом

Для открытия магазина, согласно известной американской поговорке, наиболее важны три «L» — location, location & location. ТЦ — одно из самых привлекательных мест для размещения будущей торговой точки. Петербургский предприниматель с многолетним стажем, он же владелец сети канцелярских магазинов «Графит» Алексей Ким буквально по пунктам расписал и магазина в торговом центре. 

Плюсы магазина в ТЦ

В ТЦ лучше используются площади. Потому что не нужен тамбур, не нужен туалет. Обычно нет коридоров. Планировка открытая.

В ТЦ обычно гораздо чище. Не нужны коврики, всякие антиобледенители, моет всё местный клининг.

Обычно меньше воруют, потому что есть охрана. Персонал тоже имеет меньше шансов подогнать ночью машину и загрузить её товаром.

Хороший вход, обычно отличная витрина. Ну и хороший трафик мимо магазина и безбарьерная среда, то есть нет ступенек. Также чаще всего можно сделать широкий вход.

Магазин быстрее раскручивается благодаря трафику внутри ТЦ.

Дополнительный контроль продавцов со стороны комплекса. Открытие/закрытие магазина. Внешний вид. 

Значительный рост выручки в праздники. Если есть хорошая детская развлекательная зона, то и в каникулы.

Высокие продажи в выходные дни и более длинное время работы, что позволяет более равномерно распределить поток покупателей, что благотворно сказывается на выручке в пиковые дни.

Нет проблем с коммуналкой. Не нужно заключать договор на вывоз мусора. Счета за воду, электричество и коммуникация с монополистами, уборка прилегающей территории, фасада, витрин — всё делает ТЦ.

Иногда ТЦ предоставляет защиту от конкуренции. Ну и в любом случае чаще всего обдумывает, сдавать ли соседнее помещение вашему конкуренту.

Не нужно согласовывать с городом (но нужно с ТЦ) и платить за вывеску на магазине.

Возможность увеличивать площадь магазина. Иногда весьма полезно.

Нет проблем с жильцами многоквартирного дома. 

Обычно достаточно электрической мощности. Можно увеличить нагрузку, если надо.

Высокие потолки.

Системы пожаротушения, пожарной сигнализации, вентиляция, кондиционирования в ТЦ есть, и часто достаточно только поставить сплинкеры и фанкойл [приспособления для охлаждения воздуха и пожаротушения — прим. ред.].

Недостатки ТЦ

НДС. Вообще-то это достоинство для тех, кто НДС платит. Но мы же про малый бизнес, а он обычно на упрощёнке. Поэтому НДС — это возможность крупному сетевику предложить лучшую цену за помещение.

Цена аренды. Бывает не просто дорого, а очень дорого.

Допрасходы. Комплекс берёт деньги за эксплуатацию. Туда входит отопление, вентиляция, электричество, вода, обслуживание мест общего пользования. Часто отдельной строкой берут маркетинг. По отоплению смотрите на формулу расчёта. Бывает, считают кубометраж, и тогда семиметровый потолок может очень дорого обойтись.

Отдельным пунктом допрасходы на клининг, в том числе витрин, на интернет и телефон. Часто ТЦ ставит своего провайдера и больше никакого, и цена в разы выше обычной.

Могут быть сложности с загрузкой товара. ТЦ требует часто грузиться только в нерабочее время (читай — ночное), через технический коридор и на определённых тележках.

Жёсткие требования по ремонту. Всякие проекты на архитектуру, электрику, даже если вы провели розетку или ничего не проводили. Пожарная сигнализация, договор на её обслуживание. Корочки ответственного за пожарную безопасность, за электробезопасность. Требования к проходам, подсобке, вывескам, режиму работы.

Штрафы. Помню, как-то покупатель уронил мороженое на пол в магазине. Уборщица убрала. Нам штраф за уборку во время работы комплекса. Если бы не убрали, был бы штраф за грязь в магазине.

Цена аренды будет всегда близка к рыночной или превышать её. У ТЦ обычно много связей и знаний рынка, и они легко находят замену.

Бюрократия. ТЦ большой, менеджмент наёмный. Он меняется или не может решить какой-то вопрос. В стрите позвонил владельцу и договорился о скидке — в ТЦ это сложнее. Всё письменно, и не факт, что ответят. Да и скидку, скорее всего, не дадут. Даже в пандемию это было очень сложно.

Индексация. Будьте готовы, что индексировать будут ежегодно. Ещё и предлагать ваше помещение конкурентам, чтобы вы думали быстрее.

Могут заставлять участвовать в ненужных вам акциях типа «Скидка на всё» или «Ночь распродаж». Вывел сотрудников ночью, а покупатели одежду скупают, и ваш товар им не нужен.

Часто просят отчёты по выручке и привязывают аренду к ней. С минимальным платежом, который и так немалый. То есть в среднем платишь больше, потому что в глухое время платишь фикс, а в сезонное по выручке.

Могут иногда проводить ротацию. Сел на одно место, а тебе через какое-то время говорят, что сменилась концепция и теперь тут будет одежда. 

Из-за того, что рулит наёмный персонал, ему часто всё равно на простой помещения. Это мешает торговаться.

Цену могут привязать к валюте — и пиши раз в квартал письма о льготном курсе доллара. Это хороший рычаг, чтобы не дать в нужный момент этот курс и выдавить тебя из ТЦ.

Бывают ещё эвакуации всего ТЦ. Телефонные шутники звонят, весь комплекс выводят и ждут кинологов. Выручка нулевая, а скидку на аренду никто не даст.

Фото: ru.freepik.com

Комментарии (1)

Правила ›

Спасибо за статью! Для меня очень своевременно. Всё по полочкам с разными вариациями.

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.