Поддержка бизнеса, восстановление ассортимента, проверка товаров на МП: тренды российского рынка

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Главное из интервью руководителя Росаккредитации

Спустя почти год после того, как зарубежные компании стали уходить из России, ассортимент в стране фактически восстановился. Об этом в интервью «Известиям» рассказал руководитель Федеральной службы по аккредитации Назарий Скрыпник. По его словам, число отечественных производителей выросло на 17–20 %. Главными торговыми партнерами РФ стали страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива. Редакция «Сегмента.ру» приводит слова спикера по важным для канцелярской отрасли темам.

Каковы последствия ухода иностранных брендов

— Прошлый год был беспрецедентным с точки зрения вызовов для российского импорта. Бизнесу пришлось выстраивать цепочки поставок от новых производителей. Основным запросом импортёров было упрощение ввоза товаров. В марте 2022-го на площадке Минэкономразвития были разработаны меры поддержки бизнеса, одной из которых стала упрощенная схема декларирования. Росаккредитация сделала новый сервис регистрации таких деклараций, благодаря чему срок ввоза новой продукции сократился с 20-30 до шести дней.

Первая такая декларация была зарегистрирована уже 21 марта прошлого года. Через пару месяцев после введенных санкций на место ушедших иностранных брендов пришли другие.

По количеству зарегистрированных Росаккредитацией сертификатов можно сделать вывод, что произошло замещение одних брендов на другие, а количество зарубежных производителей увеличилось. На место ушедших брендов приходят в том числе и российские производители — их число выросло на 17–20 %.

Анализ документов в наших реестрах показал, что ассортимент товаров фактически восстановился.

Кто сегодня основные торговые партнёры России по импорту

— На данный момент ввоз товаров на территорию РФ главным образом происходит из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Если раньше импортёрами регистрировались сертификаты на товары в основном из Европы и США, то сейчас более 30 % таких документов регистрируются на товары из Китая.

Насколько эффективна схема упрощённого декларирования товаров для бизнеса

— Эта мера востребована. В первое время по новой схеме проходило 10–15 документов в день. Сейчас в среднем выпускается 400 упрощённых деклараций в сутки, всего с марта прошлого года их зарегистрировано 50 тыс., каждая из которых на определённую партию товара. При этом в связи с нарушениями было приостановлено только 240 таких деклараций. Суммарно эта мера помогла бизнесу и, в частности, микропредприятиям сэкономить 1 млрд рублей — в среднем по 25 тыс. с одной декларации. Кроме того, это сокращает время, поскольку на заполнение документа уходит в среднем всего 30 минут.

Продлят ли эту меру поддержки после 1 сентября 2023 года

— Вопрос о продлении ещё не поднимался. Упрощённое декларирование представляет собой мораторий на отдельные требования по ввозу импортных товаров. И, как известно, все моратории временные. Совместно с бизнесом мы будем оценивать, стоит ли сохранять упрощённую схему или уже можно вернуться к действовавшим ранее требованиям.

Какие дополнительные меры поддержки бизнеса разрабатывает Росаккредитация

— Служба запустила ускоренную процедуру расширения сферы деятельности лабораторий, по которой принимает решение в течение 20 дней. Благодаря этой мере внедрено более 12 тыс. новых методик лабораторных испытаний, что позволило самим лабораториям быстрее адаптироваться к имеющимся рыночным условиям.

Как продукцию проверяют на качество

— Мы считаем, что если процедура проверки товара прошла по всем правилам и был оформлен сертификат, то продукция не может быть контрафактной. Например, вы знаете, как проводится проверка на безопасность детской мягкой игрушки? До начала продаж лаборатория проводит не менее 20 испытаний по разным требованиям, полный цикл которых занимает не менее пяти дней. Около двух дней игрушку готовят к испытаниям — выдерживают при определенной температуре и влажности.

Затем лаборатория проверяет стойкость краски, интенсивность запаха, выделение вредных для здоровья ребёнка химических элементов из материалов изделия, в том числе свинца, мышьяка, ртути и других веществ. Кроме того, процедура сертификации включает участие в ней самих производителей. Органы сертификации выезжают на производство для того, чтобы удостовериться, что товар произведен по всем правилам безопасности. Уже зарегистрированный сертификат может быть проверен, а если есть нарушения, действие документа прекращается. В сравнении с предыдущим годом мы видим, что количество аннулированных сертификатов значительно не изменилось.

Какие торговые площадки уже подключились к электронному сервису проверки качества товаров

— OZON, Wildberries, DNS, METRO, «Леруа Мерлен», «Магнит». На днях подписали соглашение со «СберМегаМаркетом». Ждём подключения «Яндекс.Маркета» и «Aliexpress Россия». Сегодня на 5 млн карточек товаров на российских маркетплейсах размещены информация о сертификации или декларировании товара и ссылка на реестры ФГИС. За 2022 год их число выросло в пять раз.

Важно отметить, что онлайн-площадки добровольно подключаются к сервису. Нет закона, который бы обязывал это делать. Бизнес осознаёт, что наличие сертификата — это показатель качества, который может поднять потребительский спрос. Скоро при нарушении безопасности и прекращении декларации карточка товара на маркетплейсах будет сразу исчезать. Уже сейчас по итогам остановки 35 сертификатов по категории БАДов, эти товары моментально исчезли с онлайн-площадок.

Как планируется расширять этот сервис в 2023 году

— Сейчас ссылки на сертификаты отображаются только в web-версии маркетплейсов. В этом году служба планирует расширить действие сервиса ещё и на приложения, поскольку чаще всего потребители заходят на онлайн-платформу через телефон, а не через компьютер. Также до конца 2023 года 15 % карточек должны получить ссылки на реестр, сейчас их меньше 1 %.

Поэтому Росаккредитация совместно с «Роскачеством» планирует поощрять маркетплейсы, на которых зарегистрировано наибольшее количество товаров со ссылками, а именно присуждать премии правительства РФ в области качества.

Какие категории товаров на маркетплейсах чаще всего не проходят проверку

— Пока мы не охватим все категории товаров, продаваемых на маркетплейсах, нельзя сделать окончательный вывод. Сейчас мы можем сказать, что если товар прошёл оценку на безопасность и на него есть сертификат, то он точно пройдёт проверку.


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.