Хватит это терпеть: как разблокировать расчетный счет

Универсального способа разблокировать расчетный счет нет. Все индивидуально и зависит от конкретной ситуации. Эксперты компании «Кнопка» рассказали о восьми случаях блокировки и о том, как с ними бороться.

Под блокировкой будем понимать то, что в Налоговом кодексе называется «приостановление операций по счетам, а также переводов электронных денежных средств», и ограничение доступа к интернет-банку. Как всегда, лечение зависит от симптомов, а способ разблокировки — от причины. Всего таких причин в нашем обзоре восемь. В первой половине ситуаций инициатива исходит от налоговой, в остальных случаях — от банка.

Причина № 1: отчетность не сдали вовремя

Если не отправить декларацию вовремя, то налоговая вправе заблокировать расчетный счет через десять рабочих дней после истечения установленного срока (приложение к приказу ФНС от 13.02.2017 №ММВ-7-8/179@). Но бывают ситуации, когда блокировка наступает быстрее и срок не выдерживается. Происходит это вот как.

Как только наступает день икс, искусственный интеллект налоговой задается вопросом: есть декларация от налогоплательщика или нет? Простая бинарная логика: если да, то негативных последствий не будет; если нет, то выносится решение о блокировке и направляется в банк. Банк обязан исполнить его сразу же после получения. Все делается автоматически.

Что делать? Разумеется, прежде всего подать декларацию, хотя бы сперва нулевую, а затем уточненную. Обычно налоговая разблокирует расчетный счет, направляя в банк решение об отмене. Происходит это на следующий день после получения декларации. Но может быть и дольше, несколько дней или даже неделя.

Причина № 2: вопросы налоговой остались без ответа

Если есть вопросы к отчетности, налоговая направляет требование о предоставлении пояснений. Нужно подтвердить, что оно получено. На это есть шесть дней: если не сделать вовремя, то, как и в предыдущем случае, налоговая отправит в банк решение о блокировке.

На само требование надо ответить в течение срока, который в нем указан (обычно это пять—десять рабочих дней). Если его пропустить, то счет блокируется. Технически все происходит так же, как в предыдущем примере, но получение требования все равно нужно подтвердить. Если вы получили его бумажным письмом, подтверждением будет бланк уведомления о вручении (оформляется на почте). Если коммуникация ведется электронно, то способ подтверждения зависит от программы или сервиса, которым вы пользуетесь.

После подтверждения нужно ответить по существу. После этого все происходит так, как в первом примере.

Причина № 3: задолженность перед бюджетом

Когда есть задолженность по налогам или страховым взносам, налоговая присылает требование заплатить, в нем же указан срок. Если его не исполнить, то налоговая выносит два вида решений: взыскать и заблокировать. Если счетов у компании несколько, то и решений о блокировке тоже будет несколько, для каждого счета свои. В итоге будут заблокированы все счета во всех банках, даже валютные. Само же взыскание будет произведено с какого-то одного счета — того, что налоговая считает основным. Как налоговая это решает, знает только она сама.

В банк и тем предпринимателям, у кого есть электронный документооборот (ЭДО), решения направляют электронно, всем остальным — по почте с уведомлением о вручении. На практике получается, что бизнес узнает об этом уже сильно после того, как все произошло.

Бывает, что о решении о взыскании налоговая «забывает»: счет заблокирован, а почему, непонятно. Иногда причину можно увидеть в интернет-банке, но это зависит от кредитной организации, в ногу со временем идет далеко не каждый. В таком случае можно проверить самостоятельно на сайте налоговой: нужно выбрать пункт «Запрос о действующих решениях о приостановлении» и указать свой ИНН и БИК банка.

В случае задолженности перед бюджетом также насчитываются пени: отсчет идет с первого дня просрочки до дня уплаты. День уплаты в расчет не включается. Есть тонкость: пени считаются в зависимости от того, когда именно произошла оплата (после 30-го дня ставка удваивается).

Пример расчета пени: налог был уплачен на 15 дней позже установленного срока. Тогда надо считать так:

сумма налога × 15 × ставка рефинансирования ÷ 300.

Другой пример: налог заплатили позже на 32 дня. Тогда делим 32 на две части — 30 и 2. Для 30 дней расчет делается аналогично тому, как описано выше, а два дня тоже умножаем на сумму налога и актуальную ставку рефинансирования, но делим уже на 150:

сумма налога × 2 × ставка рефинансирования ÷ 150.

Чтобы получить итоговую сумму, оба результата нужно сложить.

Но вернемся к счету. Сначала желательно запросить в налоговой справку о состоянии расчетов с бюджетом и проверить историю операций по счету (смотрится по выписке из банка).

Стоит заплатить ту сумму, что хочет налоговая. Даже если она ошиблась и долга нет, это ускорит процесс, а переплату потом можно вернуть или зачесть. Налоговая, конечно, возвращает деньги неохотно — предпочитает засчитывать в счет будущих платежей, но шансы есть. Пени — аналогично. Все такие платежи поступают в УФК (управление Федерального казначейства). Затем казначейство передает данные в налоговую, это происходит в течение пяти рабочих дней. На следующий рабочий день налоговая должна направить в банк решение об отмене.

Иногда на стороне налоговой бывают ошибки, из-за которых решение об отмене невозможно направить электронно. Тогда налоговая отправит его на бумаге, правда неизвестно когда.

Совет: чтобы ускорить процесс разблокировки, можно приехать в налоговую лично, взять решение на бумаге и отвезти в банк самостоятельно. Но ехать надо с официальным запросом. Он может быть в свободной форме: ситуация, заблокировали, оплатили, прошу предоставить номер решения об отмене блокировки. Проконтролировать отправку решения можно на сайте налоговой: нужно выбрать пункт «запрос о состоянии обработки файлов банка».

Причина № 4: обеспечительная мера

Официально это звучит длинно и непонятно: «Обеспечение возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». Переводим на человеческий язык: было нарушение, налоговая приняла решение о наказании, но сомневается, что оно будет исполнено. Судебные приставы в такой ситуации запрещают выезд за границу, а налоговая может заблокировать расчетный счет.

Скажем сразу: это экзотика, которая редко встречается на практике. Но если вдруг с вами такое случилось, требования налоговой стоит исполнить — заплатить штраф или прийти на допрос.

Причина № 5: банк-пограничник

Если ИП или директор ООО — иностранец, то должен быть документ, который подтверждает право нахождения в России (вид на жительство или разрешение на временное проживание). Если срок действия истек, а банк это обнаружил, клиенту направляется требование доказать что он находится в стране на законных основаниях. Если этого не сделать, счет будет заблокирован, пока банк не получит желаемого.

Причина № 6: банк не понимает, что происходит

Банк обязан анализировать денежные операции клиентов. Если этого не делать, то ЦБ его накажет и даже может отозвать лицензию. Поэтому финмониторинг, специальное подразделение в структуре банка, следит за операциями и задает вопросы, если что-то непонятно.

На вопросы надо отвечать, иначе будет ограничен доступ к интернет-банку. После этого с расчетного счета можно будет отправить только зарплату сотрудникам и бюджетные платежи. В такой ситуации надо дать пояснения и предоставить документы, относящиеся к сделке.

Причина № 7: финмониторинг не видит обычных операций

Под обычными операциями понимают налоги, страховые взносы, аренду и зарплату, то есть все, что происходит в любой компании вне зависимости от вида и размера бизнеса.

На эти грабли предприниматели, особенно начинающие, наступают довольно часто. Например, один и тот же человек одновременно выступает и учредителем ООО, и директором, и единственным сотрудником. Чтобы не выводить деньги из оборота, зарплату себе пока не платит. Соответственно, нет оснований платить страховые взносы. Если еще и помещение свое, то вообще прекрасно — экономия на аренде. Но банк так не считает.

Что видит банк? Сделки совершаются, деньги на счет поступают и списываются, но налоги не платятся и других расчетов с бюджетом тоже нет. В банковских методичках такая ситуация характеризуется тремя словами: «подозрительно», «однодневка», «обналичка». Расходные операции по счету приостановить до выяснения обстоятельств.

Что делать предпринимателю? Поговорить с банком и честно объяснить ситуацию. Налоги заплатить, зарплату перечислить, хотя бы минимальную сумму. Важно, чтобы в платежных поручениях были понятные для банка назначения платежа.

Бывает и так, что налоги платятся с расчетного счета, открытого в другом банке, — первый банк этого, конечно, не видит. В таком случае выполнение обязательств перед бюджетом и работниками можно подтвердить выпиской. Кому-то достаточно файла в формате PDF, а кому-то подавай на бумаге и чтобы обязательно с гербовой печатью и подписью чуть ли не первого лица. Зависит от банка.

Причина № 8: банк-фантазер

От банка зависит и то, как именно клиент будет доказывать свою благонадежность, если в ней возникнут сомнения.

Пример из жизни: сперва клиенту нужно было показать банку договор аренды, затем отправить фото офиса, а потом еще и самому сфотографироваться рядом со зданием, чтобы в кадре была вывеска с адресом. Случай, надо сказать, не единичный. В данной ситуации надо дать банку то, что он хочет, и задуматься, продолжать ли с ним работать или найти кого-то поадекватнее.

Еще бывает, что банк требует документы, которых нет. Например, запрашивает от индивидуального предпринимателя бухгалтерский баланс, в то время как у ИП его быть не может по определению. Понятно, что нельзя дать то, чего нет, но можно рассказать банку, почему он ошибается. Снова придется говорить и объясняться, хоть это и раздражает. Поэтому совет найти более адекватный банк уместен и в этом случае тоже.

Совет для принципиальных и сильных духом: если банк явно не прав, а времени и желания восстановить справедливость у вас достаточно, то можно через суд признать его действия незаконными. Дело в том, что в такой ситуации именно банк обязан доказать, что у него имелись основания для отказа в проведении операций по поручению клиента. Но это долго, а бизнес обычно не ждет.


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.